Эта статья изначально была написана в помощь военнослужащим и сотрудникам правопорядка, которые по долгу службы носят табельное оружие и сдают зачеты по огневой подготовке, поскольку в настоящем для этой категории людей нет адекватных официальных методик. Но, возможно, некоторые начинающие стрелки-спортсмены тоже найдут в статье интересные мысли.
Как в спорте, так и в силовых ведомствах, существуют стандартные упражнения, в которых всегда известна мишенная обстановка и все дистанции вымерены «по линейке». В практической стрельбе, например, это классификационные упражнения, «русская сталь», стандартные упражнения типа «эль президент», «билл дрилл». На службе — учебные и контрольные упражнения курса стрельб.
В своей инструкторской практике я столкнулся с тотальной проблемой — стрелки среднего уровня, в том числе в погонах, не понимают суть тренировки таких упражнений — как сократить секунды без ущерба точности попаданий. Они просто берут готовое упражнение и стреляют его раз за разом, но результат не улучшается.
Разберем вопрос — как тренировать такого рода упражнения.
Представим ситуацию — боец звездно-ракетного батальона межгалактических войск получил задачу — сдача зачета по огневой подготовке на Упражнении № 935 из пистолета Якутова. У него есть N часов на подготовку и N патронов.
Оценки:
«отлично» — не менее 40 очков;
«хорошо» — не менее 36 очков;
«удовлетворительно» — не менее 32 очков.
Процедура выполнения упражнения: стрелок стоит в боксе «А» лицом к мишеням. По сигналу таймера из бокса «А» производит по одному выстрелу в каждую мишень, затем перемещается в бокс «Б», выполняя перезарядку магазина. В боксе «Б» так же поражает каждую мишень по одному выстрелу, затем перемещается обратно в бокс «А». В боксе «А» поражает все мишени по одному выстрелу. Итого 12 выстрелов.
При попадании в центральную зону(Альфа) начисляется 5 очков, в Чарли — 3 очка, и в крайнюю зону (Дельта) — 1 очко. Штрафы за промахи не считаются.
Структурно — это простое упражнение с набором некоторых стрелковых элементов, но все кроется в нюансах.
Основная концепция отработки любых упражнений в любом виде подготовки заключается в том, что итоговое действие (в нашем случае стрелковое упражнение) следует разделять на блоки, элементы.
Отойдем от стрельбы и возьмем, к примеру, бокс. Ситуация — обычный человек с посредственной подготовкой выходит на ринг против мастера спорта. Каков результат такого поединка? Однозначное поражение неподготовленного бойца. Умные товарищи со стороны кричат — «чтобы уметь драться, нужно драться!», «чтобы уметь бегать — нужно бегать» и т.д. Совершенно верно. И этот боец выходит на следующий день, через неделю, через месяц с этим же соперником....и каждый раз уходит с ринга избитый. Почему? Да потому что непосредственно бой в боксе — это конечный продукт тренировок. Умению драться предшествует долгая подводящая подготовка — работа на мешке, «бой с тенью», работа с партнером на лапах, учебные спарринг-задания, ОФП и многое другое. И лишь потом можно рассчитывать, что атлет готов выходить на ринг и не быть отбивной.
Ровно то же самое происходит в стрельбе. Стрелка «пинают» — иди стреляй упражнение. Конечно, если дать стрелку вагон патронов и зеленый свет на все, то путем большого объема работы и интуитивного подхода серее всего он сдаст зачет по стрельбе. Но это очень долгий и не рациональный путь.
Задача стрелка (инструктора или начальника, который обучает) методично отработать каждый элемент отдельно, потом соединять элементы в маленькие блоки и только потом стрелять целое упражнение. Незачем бегать туда-сюда со стрельбой и перезарядкой, если стрелок даже в статичной позиции без учета времени с 20м не может попасть в мишень.
Итак. Перед нами упражнение, давайте его изучим — сначала в общем, затем выделим из него конкретные элементы.
Итак, мы разобрали все элементы, встречающиеся в этом упражнении — точность при стрельбе на 20м, извлечение из кобуры, перенос с мишени на мишень, перезарядка в движении, перемещение из бокса в бокс с последующим выносом от груди.
Далее следует объединить последовательные элементы в стрелковые блоки(комбинации) и выделить ряд подводящих упражнений.
Что дальше?
После выполнения вышеперечисленных блоков можно отработать вариации нашего упражнения. Например, вместо четырех мишеней поставить две, но остальные условия сохранить неизменными. Таким образом это даст экономию патронов, времени, но сохранит все стрелковые элементы — выстрел из кобуры, перенос, перезарядка, вынос, перемещение.
Тренировке элементов и блоков следует уделять достаточно много времени, в противном случае есть риск получить нестабильный результат. Особенно сильно это выражается при появлении фактора стресса — попытка стрельбы на зачет, на время и тд.
И, наконец, после отработки вышеописанных элементов можно приступать к стрельбе упражнения целиком на время. Скорее всего начнут проявляться какие-то ошибки — разброс СТП (средняя точка попадания) по мишени, ошибки в перезарядке, спешка или излишняя аккуратность и т.д. Такое явление происходит в следствии стресса, малого объема выполненной тренировочной работы и носит рабочий характер. Выявив ошибки в конкретных элементах при стрельбе упражнения следует вернуться обратно к отработке одиночных элементов до полного искоренения ошибки и повторять цикл «стрельба на зачет — тренировка элементов» до получения требуемого результата.
Помимо техники стрельбы и отработки элементов я рекомендую всегда тщательно анализировать упражнение и делать простой расчет по очкам. Например, что будет, если попасть все выстрелы в чарли?(12*3=36) Мы наберем 36 очков и это УЖЕ 4 балла. Возможно, конкретному стрелку этого результата будет достаточно. А что нужно, чтобы выполнить упражнение на 5 баллов, выбив 40 очков? По сути 36 отделяет от 40 всего 4 очка, а это значит, что нужно всего лишь вместо двух Чарли выбить две Альфы. Что это значит? Это значит, что именно в этом упражнении при этих оценочных показателях нет смысла все выцеливать в Альфу, особенно если вы не укладываетесь по времени совсем немного.
Так же, при стрельбе упражнения с фиксированным временем, нужно понимать, что нет смысла стрелять быстрее, чем этого требует условие упражнения (14-15 секунд это уже быстро). Следует использовать рабочее время по максимуму, выбивая максимальное количество очков, при этом при стрельбе на зачет стараться не выходить за время более 19 секунд, в противном случае малейшая ошибка (неправильный захват магазина при перезарядке, неправильный вход в бокс и т.д.) приведет к потере драгоценной секунды и результат более 20 секунд будет равен 2 балла.
Что ж, подведем короткие итоги.
Итог 1: На примере данного упражнения я показал, что любую стрелковую задачу можно разбить на элементы, а элементы объединять в небольшие блоки. Если есть укрытия, стрельба с колена или любой другой элемент, следует так же выделить его на общем фоне и отдельно отрабатывать. При такой тренировке стрелок сосредотачивается на конкретной задаче, например, на удержании ровной мушки для точности или выполнении качественной перезарядки, в сумме набирая бОльшее количество повторений и получая должный навык.
Итог 2: Вышеуказанный подход дает стрелку (инструктору) возможность выявить конкретное стрелковое звено, в котором стрелок совершает ошибки (например, каждый раз после перебежки первый выстрел уходит в чарли или дельту) и совершенствоваться в нужном навыке.
Если же стрелять каждый раз упражнение целиком, то не представляется возможным понять, из-за чего стрелок не успевает по времени или не выбивает нужное количество очков. Стрелок закрепляет свои ошибки из раза в раз усугубляя ситуацию многократно.
Вариации. Не обязательно строго соблюдать нужные дистанции и нужное количество мишеней — к одинаковым условиям стрелок быстро привыкает. Можно и нужно разнообразить дистанции, интервал между мишенями, количество выстрелов по мишени и тд.
В этой статье я рассказал свой подход к тренировочному процессу. Он очень прост, эффективен и проверен на практике. Подобную схему используют множество стрелков-спортсменов и инструкторов . По сути мы просто берем каждый отдельный элемент и пробуем его выполнить лучше и быстрее.
Панацеи в тренировочном процессе не бывает и грамотные инструкторы вносят свои наработки в тренировки, поэтому нужно понимать, что любая тренировка — это творческая задача, к которой следует подходить с умом, рациональностью и логикой, но важно понимать суть тренинга и его принципы:
На этом все, что хотел сказать. Желаю вам удачи и творческого подхода к тренировкам).
Исследование отдельных аспектов зрения, влияющих на подготовку спортсмена к выполнению стрелкового спортивного задания. >>
Все эти люди в разное время оказали на меня свое влияние, помогли мне с выбором в моей жизни, и ни когда не отказывали в помощи. >>
А вы мне стойку не поставите стрелковую? —
- Что? Какую стойку? Мы к чемпионату Мира готовимся!! >>
«К сожалению, в мире нет ни одного патрона, который бы носил имя его изобретателя» >>