Практическая стрельба предъявляет дополнительные, по сравнению с другими стрелковыми видами спорта, требования к подготовке спортсмена, как в сфере специальной стрелковой подготовки, так и в области совершенствования методических подходов к тренировочному процессу.
Для повышения спортивного мастерства в практической стрельбе необходимо получение широкого спектра умений и навыков физического и технического характера. Спортсмен (стрелок-практик) формирует новые для него умения и тренирует специальные навыки результативной стрельбы, связанные со взаимодействием с оружием и достижением хорошей общефизической формы, дающей ему возможность успешно применять их в соревновательной деятельности.
Различные методические подходы в тренировочном процессе стрелков отражают характер специальных упражнений, вид оружия или патронов, применяемых при стрельбе, вид технических элементов, необходимых для разучивания и т.д. Основными средствами специальной подготовки стрелков являются, прежде всего, сами стрелковые упражнения или элементы техники стрельбы, а также специально-подготовительные упражнения, такие как: принятие стрелковой стойки, вынос оружия, прицеливание, передвижение с оружием и стабилизация системы стрелок-оружие-мишень в процессе стрельбы. Это требуют от стрелка постоянных тренировок, в том числе с моделированием стрелковой обстановки, максимально приближенной к соревновательной и базирующейся на тренировках с незаряженным оружием или макетом «в холостую», выполняя основные технические действия стоя или в движении. При этом, многие из физических упражнений, связанных со специальной физической подготовкой, могут выполняться в условиях домашней обстановки, тира, стрельбища или с применением специальных тренажеров. Это вид упражнений, при различной дозировке статических и динамических нагрузок, позволяет направленно развивать различные специальные качества спортсмена-стрелка.
Упражнение, как специальная, многократно повторяемая спортсменом (стрелком) деятельность, необходимо для совершенствования его стрелковых навыков выполнения технических действий и направлено на отработку данных навыков до высокой степени автоматизма. Под техническими действиями (техникой) стрельбы понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается наиболее целесообразно и с большей эффективностью.
Физические упражнения, как средства спортивной тренировки разделены на четыре группы (Лапутин, 1986): общеподготовительные, вспомогательные, специально-подготовительные, соревновательные.
К общеподготовительным относятся упражнения, служащие всестороннему функциональному развитию организма спортсмена. Они могут как соответствовать особенностям избранного вида спорта, так и находиться с ними в определенном противоречии (при решении задач всестороннего и гармоничного физического воспитания).
Вспомогательные (полуспециальные) упражнения предполагают двигательные действия, создающие специальный фундамент для последующего совершенствования в той или иной спортивной деятельности.
Специально-подготовительные упражнения занимают центральное место в системе тренировки квалифицированных спортсменов и охватывают круг средств, включающих элементы соревновательной деятельности и действия, приближенные к ним по форме, структуре, а также по характеру проявляемых качеств и деятельности функциональных систем организма.
Соревновательные упражнения предполагают выполнение комплекса двигательных действий, являющихся предметом спортивной специализации, в соответствии с существующими правилами соревнований.
Разработанная научно-методическая база по стрелковым видам спорта охватывает широкий выбор средств и методов эффективного использования специально-подготовительных упражнений, но недостаточно отражает специфику практической стрельбы из-за многообразия применяемого оружия, включающего в себя короткоствольное и длинноствольное нарезное огнестрельное оружие, длинноствольное гладкоствольное оружие, а также пневматическое оружие, полноправно участвующее с недавних пор в тренировочном и соревновательном процессе.
При рассмотрении использования специально-подготовительных упражнений в практической стрельбе необходимо проанализировать состав этих упражнений и комплекс задач, решаемых при применении их для формирования умений и навыков стрельбы. При анализе упражнений необходимо указать их методические особенности в специальной физической подготовке и выделить ряд задач, решение которых будет способствовать появлению понятийного аппарата, позволяющего единообразно толковать и понимать специфику практической стрельбы и появления новых методик тренировки спортсменов-практиков.
Специальная физическая подготовка стрелка-практика направлена на специализированное развитие физических качеств применительно к специфике практической стрельбы и призвана решать следующие задачи:
Специально-подготовительных упражнения, как одно из средств спортивной тренировки, включают в себя:
В зависимости от преимущественной направленности специально-подготовительные упражнения подразделяются на: 1) подводящие и имитационные упражнения, преимущественно направленные на освоение стрелковой техники; 2) развивающие упражнения, преимущественно направленные на воспитание специальных физических качеств: специальной силы, специальной выносливости, специальной быстроты и т.д.
Разные двигательные навыки развиваются в тесном взаимодействии друг с другом. Образование новых движений человека возможно лишь на базе уже имеющихся условно-рефлекторных связей. Поэтому новые двигательные навыки формируются в зависимости от ранее приобретенных, включая в себя их отдельные элементы. В свою очередь, вновь формируемые навыки оказывают свое влияние на уже имеющиеся. Поэтому скоростная стрельба по ближним мишеням и медленная стрельба — по дальним, принесет только пользу, поскольку будет способствовать упрочению навыка удержания оружия, необходимого для обеспечения возврата прицельных приспособлений на линию прицеливания после отдачи. Следует иметь в виду, что при тренировке имеет место явление переноса навыков (Квасов Д. Г., 1952). Оно выражается в том, что при одновременном формировании двух или более двигательных навыков они могут влиять друг на друга. Кроме того, ранее образованный навык может воздействовать на формирование последующих или наоборот. Различают положительный и отрицательный перенос навыков, в зависимости от того, способствует ли ранее приобретенный навык усвоению нового или, наоборот, затрудняет его формирование. В основе явления положительного и отрицательного переноса двигательных навыков лежит сходство или различие в структуре динамических стереотипов.
Двигательные навыки при отсутствии упражнений постепенно ухудшаются; при отсутствии подкрепления происходит угасание условно-рефлекторных связей. После продолжительных перерывов в занятиях физическими упражнениями стрелок теряет способность выполнять многие сложные двигательные навыки, ранее характеризовавшие уровень его спортивной подготовки. Причем, угасают прежде всего наиболее тонко дифференцированные элементы двигательного навыка, — собственно, то, что характеризует высокое мастерство в двигательных действиях. Имея это в виду, спортсмен-стрелок не должен допускать длительных перерывов в выполнении стрелковых упражнений и поддерживать на соответствующем уровне ранее выработанные двигательные навыки, а поддерживать следующими средствами спортивной тренировки:
Таким образом, эффективность основных упражнений, как средства спортивной тренировки, можно значительно повысить, если они будут своевременно дополнены использованием специально-подготовительных упражнений, отражающих структуру технических действий спортсмена и его психофизиологические особенности.
Исследование отдельных аспектов зрения, влияющих на подготовку спортсмена к выполнению стрелкового спортивного задания. >>