Спортсмены всегда сталкиваются с необходимостью улучшения навыка устойчивого, стабильного положения корпуса: например, гимнасты при приземлении со спортивного снаряда, хоккеисты во время перемещения по льду, легкоатлеты при работе с метательными снарядами. Во всех случаях им необходимо удерживать равновесие для успешного продолжения или завершения выполнения упражнения. В практической стрельбе успешность прохождения упражнения, его скорость и результативность поражения мишеней напрямую зависят от того, насколько быстро спортсмен сможет занять необходимую стрелковую позицию, при которой ему придется преодолевать инерционные движения корпуса, возникающие при перемещении на упражнении или являющиеся следствием отдачи от выстрела.
Исследование возможности сохранения равновесия и управления стабилизацией как корпуса стрелка так и оружия представляется актуальной в связи с тем, что тренировка этого навыка является одним из важнейших условий для улучшения результативности стрельбы. С ростом спортивного мастерства стрелок проходит несколько стадий обучения специальным навыкам посредством выполнения определенных стрелковых упражнений (описание которых будет ниже). Проявлением стрелкового мастерства будет являться способность стрелка в ограниченный период времени принимать стрелковую стойку для стрельбы , стабилизировать корпус и оружие для совмещение прицельных приспособлений на линии прицеливания для производства результативного выстрела.
Метод исследования заключался в подборе оптимального набора упражнений достаточно эффективных и безопасных, чтобы выполнять их на специальных тренажерах. Из тренажеров, функционально совпадающих с моделированием стрелковых упражнений на нестабильной опоре, были выбраны несколько вариантов для обзора и анализа их возможности по улучшению навыка стабилизации.
Подбор упражнений для тренировки стабилизации смоделирован со стрелковой обстановки , т.е. необходимостью принятия агрессивной стойки и выполнения упражнений из тренировки стрелков, таких как:
Моделирование стрелковой обстановки реализовано с помощью применения методики выполнения упражнений на нестабильной опоре с усложнением заданий, связанных с выхватыванием оружия из кобуры и прицеливанием (наведением оружия в район прицеливания). При этом стрелок должен заходить на нестабильную опору, удерживать устойчивое положение и сходить с нее. Сначала эти действия производить без оружия, потом использовать незаряженное оружие или модели массо-габаритные (ММГ).
В практической стрельбе используется оружие, близкое по своим характеристикам к боевому за исключением пневматического пистолета по своей сути, являющегося массо-габаритной моделью боевого оружия. При использовании данного оружия спортсмен сталкивается с сопутствующими негативными явлениями, такими как громкий звук от выстрела и, конечно, отдачей от использования мощного порохового заряда и тяжелой пули. Отдача проявляется:
Компенсацией данным проявлениям отдачи для стабилизации корпуса и оружия стрелка служат его действия по принятию агрессивной стойки, т.е. равновесие тела стрелка, в данном случае, сохраняется благодаря компенсаторному движению частей тела за счет статической работы мышц. Как технический элемент стабилизация может выполняться в процессе принятия стрелковой стойки для производства результативного выстрела. Стойка — это основной технический элемент, с которого обычно начинается тренировка стрелков и техника которой совершенствуется в течении всего тренировочного процесса. При агрессивной стойке стрелок немного сгибает колени и опускает центр масс для большей устойчивости, корпус наклоняет немного вперед, руки вытянуты и немного согнуты удерживая оружия, плечи опущены. Для выполнения стрелковой стойки, а также других элементов техники из практической стрельбы необходимо получение широкого спектра навыков физического и технического характера.
Общефизическая подготовка стрелка дает ему возможность выполнить стрелковое задание в нужном соотношении бега и принятия любых положений в процессе стрельбы.
Кроме достижения необходимых физических качеств мышечной силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости, стрелок акцентирует свое внимание на тренировке специальных навыков, что дает возможность улучшать технические элементы для выполнения стрельбы, таких как принятие стрелковой стойки, вынос оружия, прицеливание, передвижение с оружием и стабилизация в процессе стрельбы. Они относятся к высоко-координированным действиям спортсмена, связанными с необходимостью тренировки навыка стабилизации для сохранения равновесия корпуса стрелка и необходимой мышечной кондиции для удержания оружия в процессе стрельбы, прицеливании, мгновенной перестройки темпа и ритма стрельбы в зависимости от стрелкового задания, быстрого перемещения и резкой остановки.
Процесс создания устойчивой нейро-физиологической связи для навыка стабилизации был смоделирован на нестабильной опоре. Выполнение упражнений с дополнительными трудностями в балансировке для принятия устойчивого положения должны быть максимально приближены к параметрам воссоздания реальной обстановки при принятии стрелковой стойки, перемещении, остановке и стабилизации.
В процессе тренировки стабилизации стрелка важно, чтобы характер нервных импульсов был таким, при котором тренируются его координационные способности. Данный процесс тренировки характеризуется:
Необходимо обратить внимание на то, что все упражнения должны находиться в пределах физиологической нормы и, кроме того, ограничиваться такими, которые не представляют опасности для спортсменов и соответствуют правилам практической стрельбы.
Стабилизация является сложно-координированным техническим навыком, тренировка которого направлена на сокращение времени принятия устойчивого положения для производства результативного выстрела и направлена на замедление скорости движения корпуса стрелка, принятия решения о производстве выстрела и уменьшения времени прохождения стрелкового задания, т.е. улучшения хит-фактора. Хит-фактор — это показатель результативности выполнения стрелкового задания в практической стрельбе, который определяется отношением количества баллов, полученных на упражнении ко времени за которое было пройдено это упражнение. Баллами (или очками) называют количество попаданий по мишени, каждое из которых также может иметь различную стоимость (от 1 до 5 очков за попадание), т.е., чем меньше временя прохождения упражнения и больше количество баллов, тем выше результат на упражнении.
Тренажеры для тренировки стабилизации
К основному критерию выбора тренажера для тренировки стабилизации в практической стрельбе стала безопасность стрелка при работе со спортивным огнестрельным оружием и использовании его в реальных условиях проведения соревнований или тренировки в соответствии с его конструктивными особенностями:
К следующему критерию можно отнести возможность тренировки стабилизации при выполнении упражнений, моделирующих принятие агрессивной стойки стрелка, прицеливании и выполнения шага. На основе критериев, соответствующих выбранным параметрам была составлена таблица со списком тренажеров, которые могут быть использованы при выполнении стрелковых упражнений (см. Таб. 1).
Из тренажеров наиболее соответствующих модели производства выстрела были выбраны такие, на которых возможно выполнить упражнения из практической стрельбы с 1-го по 4-е (см.выше) и которые соответствуют следующим параметрам:
Каждому из перечисленных параметров присваивался балл, по результатам суммирования которых выбирались тренажеры, наиболее соответствующие модели производства выстрела. Выбранные тренажеры соответствовали необходимым параметрам, предъявляемым для тренировки стабилизации, вестибулярного аппарата (чувство равновесия) и проприоцепции (чувства мышечных ощущений и тела в пространстве), т.е. они соответствовали параметрам тренировки технического приема стабилизации в практической стрельбе:
Проведение исследования тренажеров, соответствующих требованиям безопасности при выполнения стрелкового задания и улучшающих навык стабилизации в практической стрельбе позволило выделить несколько видов тренажеров. К таким тренажерам относятся:
К основному критерию отбора тренажеров относилась возможность выполнения на них специальных стрелковых заданий. Если к первому упражнению «Первый выстрел от груди» могут соответствовать большинство тренажеров, то упражнению «Шаг-Выстрел-Шаг» только несколько из них. К таким тренажерам относятся полусферы BOSU (происходит от выражения BothSidesUp, которое означает в данном случае «использование обеих сторон»), Балансировочные платформы, Балансировочные подушки и Тренажеры мышечных ощущений (проприоцепции), предназначенных для тренировки рефлексов (и строятся некоторые усложненные стартовые положения на соревнованиях по практической стрельбе).
После достижении достаточной тренированности стрелка в стабилизации корпуса во время выполнения стрельбы он перейдет к следующему этапу совершенствования стрелкового мастерства в производстве результативного выстрела, а именно — стабилизации оружия. Этот навык поможет стрелку уменьшить время для совмещения прицельных приспособления и выведения их на линию прицеливания. При сокращении времени стабилизации для производства выстрела улучшится показатель хит-фактора на упражнении, поэтому скорейший переход к новому уровню тренированности стрелка посредством использования тренажеров позволит повысить результативность стрельбы и достижения нужной «спортивной формы» как физической так и технической для участия в соревнованиях.
Проведенное исследование позволило отобрать необходимые тренажеры на нестабильной опоре для тренировки вестибулярного аппарата, проприоцепции и улучшения навыка стабилизации, что наряду с улучшением общей физической подготовкой очень важно для спортсменов, занимающихся практической стрельбой. Применение навыка стабилизации при выполнении стрелкового задания уменьшает время его прохождения, т.е. улучшает хит-фактор на упражнении и общий результат на соревновании.
Таким образом, выполнение сложно-координированных движений и использования для этого навыка сохранения равновесия со стабилизацией корпуса при выполнении специальных стрелковых упражнений может использоваться при тренировке на тренажерах в методике формирования устойчивого навыка стабилизации.
Исследование отдельных аспектов зрения, влияющих на подготовку спортсмена к выполнению стрелкового спортивного задания. >>
Все эти люди в разное время оказали на меня свое влияние, помогли мне с выбором в моей жизни, и ни когда не отказывали в помощи. >>
А вы мне стойку не поставите стрелковую? —
- Что? Какую стойку? Мы к чемпионату Мира готовимся!! >>
«К сожалению, в мире нет ни одного патрона, который бы носил имя его изобретателя» >>