Визуализация играет еще более существенную роль при подготовке к упражнению. Как я уже говорил, стрельба должна осуществляться подсознательно. Вы должны стрелять на упражнении и выполнять все иные технические навыки без их сознательной оценки. Визуализация, конечно же, включает в себя непосредственный план выполнения упражнения (тактику прохождения упражнения). При выполнении упражнения вы не должны обдумывать свои последующие действия, какую мишень поразить и в каком порядке. Такого автоматического выполнения можно достичь, если вы проделаете достаточное количество мысленных повторений. В связи с этим учитывайте следующие моменты.
Это важный вопрос, ответ на который зависит от сложности упражнения и необходимого для подготовки к упражнению времени. Старайтесь не начинать мысленные повторения слишком рано. Обычно стоит подождать до тех пор, пока не увидите упражнение с точки зрения стрелка и не пройдетесь по нему вместе со скводом. Не следует начинать визуализацию до того, как вы определитесь с тактикой прохождения упражнения. В действительности, вы не сможете принять решения до того, как пройдетесь по упражнению. Обратите внимание на то, что изменение тактики прохождения упражнения после того, как вы мысленно уже несколько раз повторили его выполнение, может привести к реальным проблемам на упражнении.
Я помню конкретный пример на матче во Франции несколько лет назад. Это было упражнение, на котором необходимо было бросать кубик, чтобы определить, какой будет последняя мишень — обычной мишенью или штрафной мишенью. Необходимо было начинать, бросая кубик. Бросок кубика судья трактовал как готовность стрелка к упражнению, командовал: «Внимание!», — и активировал таймер. После этого у вас было пара секунд посмотреть на кубик (там было три зеленых и три желтых поверхности) и запомнить выпавший цвет (который соответствовал цвету штрафной мишени). Затем звучит сигнал таймера. Вам необходимо бежать по упражнению, обстреливая мишени по ходу. Когда вы достигаете последней мишени, вы видите перед собой мишень определенного цвета, и вам надо вспомнить цвет, выпавший на кубике, чтобы определить, куда стрелять.
Когда пришла моя очередь стрелять, я сделал глубокий вдох, расслабился и кинул кубик. Выпала зеленая грань. Я сразу же начал бубнить: «Стреляй желтое, стреляй желтое, стреляй желтое». Я был готов и ждал сигнала таймера, но сигнала не последовало. Таймер сломался. Примерно через 6 секунд судья положил мне руку на плечо и сказал, что надо повторить начало упражнения с новыми батарейками в таймере. Я сказал: «Хорошо, я готов». Естественно в этот раз я выбросил желтую поверхность, поэтому я начал шептать: «Стреляй зеленое, стреляй зеленое, стреляй зеленое». Раздался сигнал... Я пронесся по упражнению и, когда оказался в последней стрелковой позиции, я не имел никакого понятия в какой цвет стрелять! Такого со мной никогда не случалось, и я был немного удивлен этим. Я наугад выбрал один цвет и выстрелил. Удача была на моей стороне, я выбрал правильный цвет.
После анализа произошедшего, я понял свою ошибку. Я оба раза мысленно очень тщательно повторял варианты цветов. Поэтому, когда я выполнял упражнение, оба мысленно проработанных варианта его прохождения наложились друг на друга, и первый вариант помешал второму. В этом и состоит риск мысленной проработки более одного возможного варианта прохождения упражнения. Вы должны быть уверены, что можете полностью стереть воспоминания о предыдущем, мысленно проработанном варианте, а для этого необходимо достаточно времени. Изменение планов в последнюю секунду и быстрая мысленная проработка измененного варианта прохождения упражнения не приведут к значительным успехам. Что мне следовало бы сделать на этом упражнении во Франции, так это разрядиться и встать последним в скводе для выполнения упражнения, чтобы моя предыдущая программа действий успела стереться.
Это приводит меня к другому вопросу. Когда вы делаете мысленную проработку, важно, чтобы ваш внутренний голос говорил вам только то, что вы хотите сделать, а не то, что не хотите. Другими словами, если вы выберете цвет, а потом будете стрелять в другой цвет, с чем, я уверен, вы уже сталкивались, старайтесь проговаривать цвет, в который вы хотите стрелять, а не в который не хотите. Такое мысленное проговаривание положительного действия намного более эффективно для программирования вашего подсознания.
Ваша визуализация упражнения должна быть прогрессивной. Начните с визуализации медленного прохождения упражнения, если вы смотрите на упражнение из-за оградительной линии. Как только упражнение окажется у вас перед глазами, делайте визуализацию все более и более детальной. Вы должны представить себе мишени, которые вы не можете видеть за оградительной линией. Постарайтесь запомнить правильное расположение мишеней при ознакомлении с упражнением. Начните медленно, постепенно увеличивая скорость до такой, с которой вы будете в действительности проходить упражнение. С опытом вы будете делать это очень четко. Засекая время вашего визуализированного прохождения, вы, в конце концов, сможете примерно оценить время действительного прохождения до того, как начнете стрелять.
Затем сядьте в тихом месте и закройте глаза. Визуализируйте, как вы медленно проходите упражнение, но в этот раз, уже не смотря на упражнение. Постепенно увеличивайте вашу скорость прохождения упражнения, до тех пор, пока вы мысленно сможете его проходить без колебаний с закрытыми глазами.
Только когда вы сможете этого добиться, вы будете готовы к стрельбе. После того, как вы проделаете все эти визуализации, вы сможете бессознательно пройти упражнение, позволяя вашей природной скорости управлять прохождением упражнения без каких-либо сознательных мыслей о тактике прохождения. Это позволит вам показать лучший результат.
Так сколько времени все это занимает? Сколько повторений нужно сделать? Ответы на эти вопросы очень сильно зависят от упражнения и стрелка. Без сомнений, что с опытом визуализировать становится легче и более эффективно. Лично я делаю от 5 до 15 повторений на простом упражнении. На сложном я делаю от 15 до 30 повторений, прежде чем почувствую себя комфортно. Это может занять от 5 до 10 минут или чуть больше, поэтому иногда стоит начинать визуализацию до ознакомления с упражнением. Если вы знаете, что будете первым стрелять упражнение, постарайтесь заранее прийти на упражнение. Вы можете посмотреть, как стрелял предыдущий сквод, и начать пробные мысленные повторения. Возможно, это стоит делать даже до того, как у вас появится возможность ознакомиться с упражнением. Ясно, что вам придется внести некоторые коррективы после того, как вы ознакомитесь с упражнением вблизи. Но к тому моменту у вас уже будет приблизительное понимание упражнения, и это впоследствии сэкономит время на мысленных повторениях.
Также советую использовать визуализацию в ходе тренировок, что должно ускорить ваше продвижение по кривой обучения.
Вы можете делать визуализацию из двух основных точек зрения. У каждой есть свои преимущества и каждую необходимо принимать во внимание и попробовать.
Первая точка зрения — внутренняя. По этой технике, вы представляете упражнение из-за пистолета, в точности так, как оно выглядит, когда вы стреляете упражнение. Вы фокусируетесь на своих чувствах, на том, как себя ведет пистолет, и на том, как выглядит упражнение по мере того, как вы его проходите. Это техника особенно полезна вместе с подготовкой к упражнению. Она позволяет вам мысленно пройти упражнение так, как если бы вы стреляли его в действительности.
Другая точка зрения — внешняя. По этой технике, вы представляете себя, как вас видели бы зрители. По сути, вы смотрите на себя, как если бы вы смотрели видео с собственной записью. Я полагаю, что такая форма визуализации должна быть использована для подготовки к матчу, а не для проработки прохождения по упражнению. Вы можете эффективно использовать эту технику для визуализации успешного выступления на матче и для формирования уверенности в победе. Представьте, как вы проходитесь по упражнению после поражения последней мишени. Слушайте, как ваши товарищи подходят поздравить вас, как вы выступаете с речью на церемонии награждения. Вы можете отрепетировать эту речь задолго до нала матча. Все эти вещи можно визуализировать с внешней точки зрения, как будто вы смотрите видео о себе.
Конечно же, нет необходимо отказываться от использования какой-либо из предложенных точек зрения. Вы можете успешно использовать обе. Каждую из них для достижения определенных целей. С опытом вы научитесь, что и как для вас лучше подходит.
Вы уже заметили, что я настойчиво рекомендую только позитивные мысли. Я стараюсь избегать зацикливания на ошибках и слишком длительного обдумывания: «А что было бы, если бы...» Но в определенных случаях вам необходимо обращать внимание на потенциальные проблемы, которые могут возникать по мере прохождения упражнения, и включать их проработку в мысленную визуализацию, но в положительном аспекте.
Вот пример. На одной из ваших стрелковых позиций вам необходимо наклониться в окно и произвести выстрелы. Когда вы это делаете, ваш пистолет не должен задеть нижнюю раму окна, которая может располагаться на достаточной высоте. Обращайте на это внимание при ознакомлении с упражнением. Когда вы знакомитесь с упражнением, у вас нет в руках пистолета, и вы делаете движение в окно только лишь кулаками. При непосредственном прохождении упражнения у вас в руках будет пистолет и возможно, длинный магазин, торчащий из рукоятки. Убедитесь, что ваше движение сквозь окно позволит длинному магазину пройти без помех. Когда вы заметите этот проблемный момент, попытайтесь внутренне правильно его проговорить. Не говорите: «Осторожно, не задень оконную раму при обстреле мишеней». Это негативный подход. Он создает в вашем подсознании образ того, как вы ударяете пистолет об оконную раму! Вместо этого скажите себе: «Я направлю пистолет через оконную раму достаточно высоко так, чтобы длинный магазин свободно прошел в окно». Видите разницу между образами, которые создают эти два предложения?
В ходе ознакомления с упражнением при смене первой стрелковой позиции вы можете заметить кочку в земле, которую нелегко заметить. В должны включить это в свою мысленную проработку и сказать себе: «Я подниму ногу достаточно высоко и плавно перешагну через эту кочку».
При мысленной проработке всегда представляйте успешное прохождение. Если осталось поразить три маленькие железные тарелки, то как можно четче представляйте, как они упадут. Постарайтесь увидеть правильную картину прицеливания, услышать попадание, отчетливо увидеть, как поднимаются при отдаче прицельные. Дзынь, дзынь, дзынь. Чем чаще вы представляете идеальное прохождение, тем больше шансов, что это случится в действительности. Ваше подсознание и самовнушение обращают внимание на вещи, на которые вы заставляете их обращать внимание своей сознательной визуализацией. Поэтому будьте ответственными. Представляйте только то, к чему вы стремитесь, а не то чего вы боитесь, если дела пойдут неправильно.
Старайтесь не смотреть, как стреляет непосредственно предшествующий вам стрелок. Этому две причины. Во-первых, вы можете увидеть, что он хорошо выполнил то, что вы решили не выполнять при прохождении упражнения. Вы можете начать сомневаться в вашей собственной тактике и раздумывать, стоит ли вам попробовать его способ прохождения, который может казаться лучше. Но в тот момент уже поздно менять способ прохождения упражнения, поэтому лучше вообще не смотреть прохождение предшествующего стрелка.
Более того, самой мощной визуализацией является не та, которая проработана мысленно, а та, которая опробована на опыте или свидетелем которой вы стали. Перед упражнением вы стараетесь сохранить сложившуюся позитивную мысленную картину прохождения упражнения. Если вы будете наблюдать за предшествующим стрелком, вы можете увидеть, как он успешно прошел упражнение. С моей точки зрения, это хорошо, поскольку вы продолжаете думать об успешном выступлении. Однако вы рискуете увидеть неудачное выступление, а последнее, что вы хотите увидеть перед своим выступлением, это постоянные промахи по металлическим тарелкам. Вам будет очень сложно стереть негативный образ из своих мыслей во время подготовки к выполнению упражнения. Поэтому лучше вообще не смотреть, а продолжать мысленно визуализировать идеальное прохождение упражнения.
Исследование отдельных аспектов зрения, влияющих на подготовку спортсмена к выполнению стрелкового спортивного задания. >>
Все эти люди в разное время оказали на меня свое влияние, помогли мне с выбором в моей жизни, и ни когда не отказывали в помощи. >>